Основы издательского дела
94922560

Работа с сеткой


Для книг с интегрированным дизайном сетка – или структура разметки страницы – представляет собой важнейшую отправную точку, с которой связаны все другие элементы постраничного размещения материала: насколько велики размеры каждого фото относительно окружающего текста, как представлена подпись, как организован шрифт, какая область отводится под текст и т.д.

Поэтому выбор сетки является критическим моментом в разработке дизайна любой книги, влияющим на все остальные решения. Правильный изначальный выбор сетки – ключ успеха при разработке книг с интегрированным размещением иллюстраций.

Разметку следует начинать только после окончания редактирования, чтобы определилась структура текста –объем основного и вспомогательного текста, заголовки, сноски, и т.д.

Подготовка макета в этом случае представляет собой создание "основного шаблона" (сетки); и оценку ее пригодности. Часто следует отложить проработку деталей до тех пор, пока не будут набраны гранки текста и не станет точно известна ширина колонок текста, вид и количество ссылок на иллюстрации. Обрезку и подгонку размеров иллюстраций тоже иногда лучше отложить до набора гранок, чтобы максимально эффективно организовать размещение иллюстративного материала, увязав его с соответствующим текстом.

Ключом к улучшению дизайна для интегрированных изданий является критический анализ. Важно изучить книги с хорошим дизайном и лично оценить, что вас в них привлекает. Затем на их основе вы можете создать ваш собственный стиль.

Ниже приведены некоторые рекомендации, которые следует принимать во внимание при разработке дизайна интегрированных книг; а также некоторые полезные идеи (у вас могут быть собственные).

  1. При разработке дизайна интегрированной книги со страницами в пределах формата кварто (от 246x189 до 312x237 мм) начните с объема рукописи: оцените возможность использования одноколонной или двухколонной, а возможно, и трехколонной верстки (в каком случае ваша разметка будет обеспечивать более плотное размещение текста).
    Будьте осторожны при задании слишком большой ширины колонок для текста, набранного мелким кеглем. При одноколонной верстке для книг формата кварто следует придерживаться правила: ширина полосы набора в дюймах равна половине размера кегля.

    Рис. 3.2.  Пример базовой сетки для дизайна и/или вставки гранок. В более сложных случаях может быть две или три колонки и различная величина отступа от верхнего края страницы

  2. Выбирайте шрифт с хорошей степенью четкости, подходящий для печати на плотной бумаге с матовым покрытием. Тонкие и легкие шрифты часто выглядят серо; черные или тяжелые шрифты на бумаге с покрытием могут получиться смазанными.
  3. Стремитесь к простоте макета. Увеличивайте число заголовков только в случае необходимости: слишком большое количество изменений в способе представления текста приводит к потере регулярности структуры, и отсутствие закономерности будет бросаться в глаза читателю.
  4. Сделайте несколько образцов набора на этапе проработки и вставьте их в намеченные позиции, чтобы оценить полосу визуально.
  5. Напечатайте несколько фотографий заданного размера и поместите в выделенные для них окна на полосе.
  6. Задайте позиции для подписей. Наберите несколько из них, вставьте и оцените эффект.
  7. Наконец, сверстайте несколько разворотов с откорректированными значениями полей и обрезным размером, убедитесь, что все элементы представлены в надлежащем виде, прежде чем двигаться дальше.
  8. Не допускайте однообразных и регулярно повторяющихся по оформлению разворотов. Они неизбежно сделают вашу книгу монотонной. Одна большая фотография, помещенная рядом с двумя или тремя вспомогательными существенно меньшего размера иногда гораздо эффективнее, чем три-четыре фотографии одного размера.
  9. Учитывайте требования фальцовки и переплета. Маленькие корешковые поля создают затруднения для читателя: ему придется полностью раскрывать книгу для удобства чтения, что сократит срок ее службы. Большие, мрачные, темные фотографии, помещенные на обороте чистой полосы, неизбежно приведут к "просвечиванию" типографской краски на чистой полосе; помещение большой фотографии в полутонах на двойном развороте страниц, когда одна страница на развороте является последней страницей одного раздела, а вторая – первой страницей следующего раздела порождает проблемы при переплете и т.д.


Содержание раздела