Редактирование в издетельском деле России в XX веке


Редактирование в издетельском деле России в XX веке - стр. 39


Поэтому для него нет <низких> вещей... Это возможно только при отношении к самому слову как к атому, со своими процессами и строением. Хлебников - не коллекционер слов, не собственник, не эпатирующий ловкач. Он относится к ним, как ученый, переоценивающий измерения>.

Наиболее сложный вопрос при редакторской оценке такого рода произведений - это отыскание меры истинной одаренности или искусственной имитации творчества, его <буйных> и <непокорных> проявлений. Именно в этой плоскости лежали порой диаметрально противоположные оценки творчества футуристов, в частности, В.В. Маяковского, и в то время, и значительно позже.

В ранних оценках преобладают отрицательные суждения шокированного поэтами-бунтарями литературного мира. В этом смысле издателям требовалась изрядная доля смелости, чтобы дать дорогу молодым дарованиям. Так поступили, например, в издательстве <Парус>, организованном в 1915 г. в Петрограде А.М. Горьким, А.Н. Тихоновым и И.П. Ладыжниковым. В 1916 г. здесь увидела свет поэма В.В. Маяковского <Простое как мычание>. Реакция последовала незамедлительно. Одна из газет, в частности, посчитала, что <отныне на душе издателей большой грех>, поскольку работать под девизом <Сейте разумное, доброе, вечное> и издавать Маяковского - вещи несовместимые. Однако редакторы <Паруса> остались верны своим убеждениям и в 1917 г. выпустили другую поэму этого поэта - <Войну и мир>.

Противоречивы оценки творчества поэта и в более поздний советский период. В силу ряда причин, которые рассматриваются в следующей главе, именно тогда ценностные редакторские установки начинают искусственно эволюционировать от простого непонимания к отрицанию <непривычного> и примату <идейного содержания> художественных произведений. Полностью отрицается Маяковский как самобытный поэт, например, в книге Г. Шенгели <Маяковский во весь рост>, выпущенной Всероссийским союзом поэтов в 1927 г. Доказывая несостоятельность прежде всего его поэтического статуса, автор, при всех своих правах на собственную точку зрения, все же не раз демонстрирует откровенную предвзятость и пренебрежение законами анализа.




- Начало -  - Назад -  - Вперед -