Редактирование в издетельском деле России в XX веке


Редактирование в издетельском деле России в XX веке - стр. 38


Маяковский, А.Е. Крученых и др.).

Для футуристов был характерен не только эпатаж обывательского, мещанского, по их представлениям, вкуса (достаточно привести примеры тезисов доклада, прочитанного В.В. Маяковским на одном из вечеров - <Ходячий вкус и рычаги речи>, <Лики городов в зрачках речетворца>, <Египтяне и греки, гладящие черных, сухих кошек> и т.д.), но и острое ощущение той новизны, которая угадывалась в трагических изломах эпохи и требовала созвучия и соответствия в литературном творчестве.

Отсюда - стремление разрушить сковывавшую его условность литературных жанров и стилей, придать слову его <первородный> смысл, использовав его неограниченные возможности.

<Их произведения отличались сложными семантическими и композиционными <сдвигами>, резкими контрастами трагического и комического, лиризма и брутальности, фантастики и газетной злободневности, что вело к гротескному смешению стилей и жанров, которые, однако, в поэмах Хлебникова, Маяковского, Каменского, в лирике Северянина, Пастернака, Асеева приобретали статус нового конструктивно-стилистического единства>.

С редакторских позиций (за исключением издержек чисто формального, нарочитого изыска) заслуживает внимания <словотворчество> и <словоновшество> лучших представителей этой художественной школы, проистекавшее от почти физической осязаемости словесного материала, ощущения неизмеримых глубин его семантики, широчайших возможностей поиска новых лексико-фразеологических и стилистических вариантов выражения мироощущения личности.

Показательна в этом отношении оценка творчества В.В. Хлебникова, которую дал ему Ю.Н. Тынянов. <Хлебников, - писал он, - смотрит на вещи как на явления взглядом ученого, проникающего в процесс и протекание - вровень. Для него нет замызганных в поэзии вещей (начиная с <рубля> и кончая <природой>), у него нет вещей <вообще>, - у него есть частная вещь. Она протекает, она соотнесена со всем миром и поэтому ценна.


- Начало -  - Назад -  - Вперед -