Редактирование в издетельском деле России в XX веке


Редактирование в издетельском деле России в XX веке - стр. 37


Следует отметить, что теоретические построения акмеистов в некотором роде сами создавали рамки для своего творческого метода. Это, в общем-то, противопоказано творчеству, хотя и есть проявление художественной позиции, что представляет интерес уже само по себе. В одной из коротких эссе, основанном на личных воспоминаниях, тонкий знаток литературного процесса Л. Гинзбург пишет: <Если бы Гумилев осуществил задуманную им <Поэтику>, то получилась бы книга, по всей вероятности, весьма ненаучная, весьма нормативная и нетерпимая, а потому в высокой степени ценная - как проекция творческой личности и как свод несравненного опыта ремесла>.

В данном случае именно <Несравненный опыт ремесла> становился редакторским достоянием, выходя за пределы провозглашаемой во многом <нормативной и нетерпимой> поэтики. Тем более, что здесь же Л. Гинзбург приводит свидетельство того значения, которое придавал поэт проблемам мастерства, понимаемого не как спонтанное самовыражение творческой личности, а как длительный и серьезный процесс творческого труда: <Гумилев говорил: <Я понимаю, что в порыве первого вдохновения можно записывать стихи на чем попало, даже на собственных манжетах. Но для того, чтобы работать над стихотворением, надо сначала взять лист белой бумаги, хорошее перо и чернила и аккуратно переписать написанное>.

<Переписать написанное> - значит включить механизм аналитического мышления, по сути дела, выступить в редакторской роли, почувствовать огромную тяжесть и необходимость этой работы.

На формировании редакторского восприятия литературного произведения, выполненного в самобытной манере, разрушающей оболочку сложившихся профессиональных представлений, и на поиске новых оценочных критериев сказалось и такое художественное явление как русский футуризм. Хотя само это движение отличалось неоднородностью и противоречивостью, наиболее выпукло и ярко оно было представлено группой <Гилея> (В.В. Хлебников, Д.Д. и Н.Д. Бурлкжи, В.В. Каменский, В.В.


- Начало -  - Назад -  - Вперед -