Редактирование в издетельском деле России в XX веке


Редактирование в издетельском деле России в XX веке - стр. 35


В оценку литературного произведения включаются такие понятия, как магическая сила человеческой речи, символ как интуитивно-образное средство достижения идеала красоты, ритмико-музыкальная стихия мироздания, которую должен чувствовать подлинный художник и передавать ее гармонию и которая всегда живет в душе народа.

Все это никак не могло оказаться вне редакторского анализа, в основе которого лежит осознание целостности художественной системы с ее очевидными и неочевидными связями, зримым и интуитивным.

<... Предпосылкой всякого художественно-критического исследования>, - писал А.А. Блок, - должно быть непременно определение ритмических фондов художника, что касается поэтов и прозаиков в равной мере. Раз ритм налицо, значит творчество художника есть отзвук целого оркестра, т.е. отзвук души народной. Вопрос только в степени удаленности от нее или близости к ней>.

В противопоставлении символизму представители другого литературного течения - акмеизма (Н.С. Гумилев, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам и др.), сверхзадачей художественного творчества считали максимально адекватную передачу восприятия вещного, осязаемого, живого мира, наполненного разнозвучием, многоцветьем земного существования. Объединившись в литературную группу <Цех поэтов> (1911), они активно сотрудничали в журналах <Аполлон> (1909-1917), который редактировал С.К. Маковский, <Гиперборей> (1912:-1913) (редактор М.Л. Лозинский), в альманахах <Цеха поэтов>

Эти издания служили не только рупором для провозглашения идей акмеистов, но и предлагали образцы нового художественного стиля. Так уже в первом номере <Аполлона> за 1913 г. были опубликованы статьи Н.С. Гумилева <Наследие символизма и акмеизм>, С.М. Городецкого <Некоторые течения в современной русской поэзии>, а в третьем - стихотворения как этих авторов, так и В. Нарбута, А. Ахматовой, О. Мандельштама и др., которые служили своеобразными иллюстрациями к высказанным в упомянутых статьях теоретическим положениям.




- Начало -  - Назад -  - Вперед -