Редактирование в издетельском деле России в XX веке


Редактирование в издетельском деле России в XX веке - стр. 33


Это прежде всего <Скорпион> (1900-1916), в сущности, первое для России книгоиздательство нового типа. Финансировавшееся известным меценатом С.А. Поляковым, оно ориентировало свою политику не столько на некоммерческий характер деятельности, сколько на пропаганду исповедываемых символистами художнических и философско-эстетических идей. Книгоиздательский репертуар в данном случае служил средством выражения и реализации идейно-художественной программы. Этой же цели были подчинены и выпуски журнала <Весы> под редакцией В.Я. Брюсова (1904-1909 гг.), а также альманаха <Северные цветы>.

В <Скорпионе> впервые в России начали широко издавать представителей новейшей западноевропейской литературы (П. Верлен, Э. Верхарн, К. Гамсун и др.) в произведениях которых нашли отражение принципы новой поэтики, расширяющей арсенал художественных средств выражения. Неслучайно в письме к Ф.К. Сологубу, опубликовавшему в своем переводе одно из стихотворений П. Вердена (<Синева небес над кровлей...>), А.А. Блок писал о том, что оно для него <одно из первых острых откровений новой поэзии... мотив стихотворения и слова его со мной>.

Другим направлением в деятельности <Скорпиона> было издание произведений поэтов-символистов (А.А. Блок, К.Д. Бальмонт, М.А. Кузмин, Вяч. Иванов и др.). В <Весах> и <Северных цветах> увидел свет целый ряд концептуально-эстетических и литературно-критических работ литераторов-символистов, проповедующих свои взгляды и идеи (например, статьи Вяч. Иванова <Новая повесть о богоборстве>, <Ницше и Дионис>, <Новые маски>; А. Белого <Луг зеленый>; <Против музыки>; Н. Минского <О двух путях добра> и т.д.).

Литературно-художественная и литературно-философская деятельность символистов нашла широкое отражение и в практике издательства <Мусагет> (1909-1917), организованном музыкальным и литературным критиком Э.К. Метнером. Характерно, что в тематической структуре издательского репертуара 40% занимала поэзия, 35% - исторические и философские работы, 20% - литературоведческие и критические публикации, проза не издавалась вообще.


- Начало -  - Назад -  - Вперед -