Редактирование в издетельском деле России в XX веке


Редактирование в издетельском деле России в XX веке - стр. 32


Наконец, они стимулировали нахождение качественно иных издательских решений в воссоздании конструктивно-образной модели книги для наибольшей полноты выражения духа произведения и соответственно активизации читательского восприятия.

Вопрос о читательском восприятии литературных произведений, которые выходили за рамки устоявшихся форм, в первую очередь пришлось решать издателям и редакторам представителей такого крупного литературно-философского течения как русский символизм (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок, И.Ф. Анненский, А. Белый и др.). Достаточно интересной на этот счет кажется точка зрения современного немецкого слависта, автора ряда исследований по истории русской литературы XX века Р.-Д. Клюге. По его мнению, <символическое произведение не поучает, не созидает типических образов или примеров, не перелагает философские идеи в живые образы, а предлагает читателю загадочные картины и метафоры, обломки, фрагменты, открытые, незавершенные символы, которые завершаются воспринимающим читателем>.

Традиционное восприятие художественного произведения реципиентом-читателем (пассивное в терминологии Р.-Д. Клюге) реализовывалось, по его мнению <примерно так: читатель входил, углублялся в гармоническое, совершенное произведение, получал эстетическое наслаждение, <незаинтересованное удовлетворение> (Кант). Произведение искусства имело идеальный характер примера и модели, содержавших в себе все ответы на вопросы, которые задавал воспринимающий читатель>.

Другой тип читательского восприятия (по Р.-Д. Клюге диалектический процесс) он связывает с символистическим произведением. <Символистическое же произведение пробуждало активность, являлось открытым, интеллигибельным творением (т.е. постигаемым только разумом или интеллектуальной интуицией - К.Я.), воздействующим на воображение читателя и активизирующим его творческие способности, заставляющим самостоятельно довершить его до конца, в то время как в тексте намечены только проблемы и формы>.

Русские литераторы-символисты располагали своими издательскими центрами.


- Начало -  - Назад -  - Вперед -