Редактирование в издетельском деле России в XX веке


Редактирование в издетельском деле России в XX веке - стр. 31


Но, во всяком случае, это человек очень талантливый и самобытно мыслящий...>. Днем раньше (4 февраля 1909 г.) он заносит в свой дневник: <Читал Арцыбашева. Талантлив, но та же неблаговоспитанная литературная небрежность, в особенности в описаниях природы>.

Более определенной предстает точка зрения А.А. Блока. В статье <О реалистах>, написанной им в мае-июне 1907 г., он отмечал: <Арцыбашев - бесспорно талантливый писатель и более сознательный, чем писатели - специалисты революции... Удивительно, что погружаясь в стихию революции, Арцыбашев начинает чувствовать природу, окружающие предметы, все мелочи - гораздо ярче и тоньше>. Обращает на себя внимание и то, что недостатки, на которые указывает Л.Н. Толстой (<небрежность, в особенности в описаниях природы>), А.А. Блок относит к достоинствам писателя, в частности его умение тонко чувствовать природу, ярко изображать детали окружающего мира.

Несомненное влияние на дальнейшее становление теории и практики редактирования оказали крупные литературные направления, объединявшие художников слова на разных идейно-философских и идейно-эстетических платформах. Само их возникновение следует рассматривать как реакцию на меняющиеся жизненные условия, напряженность духовных поисков в осознании сложностей бытия. Писатель И.Н. Потапенко, в частности, вспоминал, как страстно высказывался А.П. Чехов о необходимости новых подходов в художественном освоении действительности: <Никаких сюжетов не нужно, - говорил он, - в жизни нет сюжетов, в ней все перемешано: глубокое с мелким, величавое с ничтожным, трагическое с смешным... Нужны новые формы, новые формы...>.

Новые течения и направления в литературном процессе того времени, во-первых, значительно расширяли редакторские представления о самом предмете деятельности, выступающем в качестве сложного системного единства, которое находится в непрерывном развитии. Во-вторых, формировали новые ценностные установки и ориентиры в понимании природы художественного творчества.


- Начало -  - Назад -  - Вперед -